Саморегулирование рекламной деятельности в России
1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон №38-ФЗ.
С точки зрения государства саморегулирование привлекательно, так как снимает с его надзирательных органов часть ответственности и отдельные обязанности, например, проведение мониторинга оценки рекламной деятельности фирм. Кроме этого, организации саморегулирования в состоянии взять на себя консультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельности рекламному законодательству. В целом органы саморегулирования способствуют государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Саморегулирование предполагает добровольный контроль организаций бизнеса за поведением в сфере рекламы, основанный не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом. Можно указать на ряд преимуществ саморегулирования перед госрегулированием: оно мобильнее и быстрее откликается на новые явления в рекламе. Нормы самоуправления подходят к рассмотрению конкретных вопросов зачастую более реалистично, чем это делается с помощью законодательства, они могут рассматривать конкретные действия фирмы с точки зрения не только формальных правил, но и здравого смысла. Перечислим характерные черты, присущие органу саморегулирования в рекламе:
- независим от правительства и заинтересованных групп, беспристрастен;
- существующий статус позволяет принимать самостоятельные решения;
- учрежден и финансируется рекламной индустрией;
- обладает властью проводить свои решения в жизнь;
- пользуется практической и моральной поддержкой рекламной индустрии;
- бесплатно и открыто проводит процессы рассмотрения обращений потребителей.
Рекламный совет России (РСР). В 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. был трансформирован в Рекламный совет России (РСР) — орган саморегулирования рекламной деятельности. Членами совета являются ведущие общероссийские ассоциации и объединения Рекламных агентств, рекламодателей, СМИ, общества потребителей и региональные организации саморегулирования рекламы. В структуру совета входят комитеты по выработке этических Норм рекламной деятельности и по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства. Основные направления деятельности РСР:
- развитие системы саморегулирования рекламы в России;
- участие в работе по совершенствованию рекламного законодательства;
- координация деятельности региональных организаций саморегулирования рекламы;
- предварительная экспертиза рекламных материалов;
- рассмотрение обращений и прецедентов;
- досудебное разрешение споров и конфликтных ситуаций в рек ламе;
- взаимодействие с российскими и зарубежными организациями саморегулирования и рекламными ассоциациями.
Рекламные ассоциации:
- Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)
- Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)
- Ассоциация рекламодателей
- Международные ассоциации рекламы
- Общественный совет по рекламе 6-Рекламная федерация регионов
- Ассоциация компании консультантов в области связей с общественностью
- Национальная рекламная ассоциация
- Содружество производителей фирменных и торговых марок России (РУСБРЕНД)
Цели рекламных ассоциаций:
- Защита рекламы от недобросовестных и ненадлежащих видов рекламы.
- Совершенство способов и методов изготовления и размещения рекламы.
- Контроль за соблюдением рекламных кодексов РФ и кодексов рекламной чести.
- Внедрение новых видов рекламы и видов ее изготовления.