Маркетинговая стратегия на этапах жизненного цикла товара
По общепринятой теории маркетинга, товар имеет определённый жизненный цикл — вывод на рынок, рост спроса, зрелость и спад спроса на товар. Для каждого этапа этого цикла разрабатывается своя маркетинговая стратегия и применяются свои маркетинговые инструменты.
Вывод товара на рынок
На этом этапе ставится задача — создать рынок сбыта для нового товара. Рост продаж зависит от новизны товара и от нужности потребителю. В зависимости от вовлечённости потребителя варьируется и цена. Реклама на этом этапе должна быть подробно-информативной: описываются отличительные преимущества, создаётся УТП. Если товар массового спроса, возможна раздача бесплатных образцов.
Маркетинговые инструменты:
- на рынок выводятся только базовые модели товара;
- реклама носит информационный характер;
- для лучшего продвижения товара стремятся привлечь внимание лидеров мнений — потребителей-новаторов;
- реализация товара осуществляется только в одной или двух торговых точках;
- на товар назначается твердая, обоснованная цена.
Цель продвижения — сокращение времени вывода товара на рынок и ускорить следующий этап.
Рост спроса на товар
Темпы роста спроса на товар и уровень сбыта зависят от признания товара потребителем и его адекватное распространение.
Маркетинговые инструменты:
- на рынок выводится вся ассортиментная линейка товаров;
- расширяется торговая сеть;
- реклама приобретает убеждающий характер, увеличиваются расходы на неё;
- к потреблению товара привлекается массовый рынок;
- устанавливается широкий диапазон цен, рассчитанный на различные рыночные сегменты.
Цель продвижения — ускорить рост спроса на товар и достичь максимальной прибыли.
Зрелость товара
На этапе зрелости товара конкуренция достигает максимума. Делается упор на отличительные преимущества (более низкая цена, качества товара, гарантии и пр.). Реклама напоминающая.
Маркетинговые инструменты:
- сохраняется вся ассортиментная линейка товаров;
- для реализации товара используется широкая торговая сеть;
- привлекают к потреблению товара массового потребителя;
- применяют полную ценовую линию на товары;
- придают рекламе конкурентный характер.
Цель продвижения — сохранение достигнутого уровня продаж, увеличение продолжительности данного этапа жизненного цикла товара, так как объем сбыта и прибыль на этом этапе максимальны.
Спад спроса на товар
На этом этапе сокращается сбыт товара, поскольку сокращается число потребителей. Торговый ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях, а в рекламе в информационном стиле подчеркиваются доступность и выгодность цены. Производитель может поступить так:
- Оживить товар, изменив его позиционирование на рынке, упаковку или стратегию сбыта.
- Снизить количество производимого товара и уменьшить число торговых точек, через которые осуществляется продажа товара.
- Прекратить выпуск товара.
Маркетинговые инструменты:
- на рынке остаются только те товары, которые пользуются максимальным спросом;
- сокращается число торговых точек;
- проводят различные акции и распродажи;
- подключают к потреблению товара лидеров мнений — потребителей-консерваторов;
- реклама становится информационной и напоминающей.
Цель продвижения — сократить продолжительность этого этапа, так как прибыль снижается, а издержки растут.