Мотивы самосохранения
Страх — одна из сильнейших человеческих эмоций. Стремление избежать воздействия опасных факторов, избавиться от чувства страха, ощутить безопасность — один из важнейших мотивов человеческих поступков. Источники страха для современного человека многочисленны:
- угроза физическому существованию со стороны внешних сил;
- возможность экономических потерь;
- ухудшение здоровья;
- потеря личного или группового престижа (профессионального, национального, социального и др.);
- чувство вины и другие источники.
Различные формы страха порождают противоположные и вместе с тем взаимодополняющие стремления человека:
- стремление к самосохранению и самообособленности,
- стремление к самоотдаче и принадлежности к общему,
- стремление к постоянству и безопасности,
- стремление к изменениям и риску.
Обещание в рекламе
Современная реклама часто заявляет об «экологичности» товара, причем это свойство представляется как гарантия его безопасности и даже пользы для здоровья («Oriflame. Сама природа заботится о Вас.» — косметика; «Биотелевизор Samsung. Живое тянется к био!»).
Другое достаточно частое обещание в рекламе — это обещание контроля над внешним видом и впечатлением, производимым на других людей, что позволяет человеку избежать потери личного престижа, внешней привлекательности. («Head&Shoulders. И Вы всегда на высоте.» — шампунь от перхоти). Часто реклама обещает контроль над здоровьем, настроением и средой обитания человека, даже над тем, что ему неподвластно, например, погодой, несчастными случаями. Этот тип обещаний соотносится со страхом перед изменениями мира, его нестабильностью. («Sony. Стань хозяином своего настроения»; «Закажите погоду в «Оптимекс»). Понятия «контроль» и «защита», пожалуй, самые характерные понятия рекламы, работающей с мотивацией самосохранения.
Достаточно часто в рекламе, опирающейся на мотивы самосохранения, используется прием внушения беспокойства, а затем подсказывается способ избавления от беспокойства. («Еда — это наслаждение. Но каждый раз после еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Оrbit — это тоже наслаждение вкусом, и каждый раз после еды Orbit восстанавливает кислотно-щелочной баланс во рту и предотвращает кариес»; «Угнали? Надо было ставить CLIFFORD»).
источник