+7 916 252 40 72

Маяковский – образец советской рекламы

Самые яркий образец советсткой рекламы — плакаты Родченко с текстами Маяковского. Маяковский создал тысячи рекламных текстов, весьма неоднозначных. Рекламное наследие «лучшего и талантливейшего» советского поэта разделилось на несколько самостоятельных групп.


Самореклама

Тексты, в которых поэт представляет себя, подчёркивает свою уникальность. Они входят в творческое наследие поэта и представляют собой род имиджевого продвижения собственного бренда.


Политические агитки

Наиболее известные из них приходятся на период агитационно-пропагандистской деятельности Маяковского в «Окнах РОСТА». Политический плакат и политическая реклама, у истоков которой стояли Владимир Маяковский, Александр Родченко, Демьян Бедный, под эгидой Главполитпросвета заменила рекламу коммерческую. Симптоматично, что плакаты РОСТА выставлялись в пустующих витринах прежде шикарных магазинов на Кузнецком мосту, на Тверской и Сретинке.

Хозяйственные агитки

Они отражают работу поэта по заказам государственных торговых организаций 1920-х годов: Моссельпрома, Москвошвеи, Резинотреста и др. Это была полноценная деятельность настоящего копирайтера. Но заказчиком выступали государственные или концессионные предприятия, коммерческий интерес которых не был полностью рыночным. Частный коммерческий интерес в чистом виде был, пожалуй, у самого автора рекламных стихов.

Рекламное творчество Маяковского

Всё рекламное творчество поэта объединяют черты напористого слогана, часто далёкого от правды и от взглядов самого автора. Известно, что автор хрестоматийных строчек о достоинствах изделий советской промышленности, носил немецкие костюмы, американские галстуки, пользовался французской парфюмерией, обожал американские автомобили. Прославленные строчки были посвящены, однако, продукту, которому отдавал предпочтение новый вождь СССР.

Любым папиросам
Даст фор «Герцоговина Флор»
Нигде кроме
Как в Моссельпроме.

Это классический образец рекламного текста советского времени: напористость, ритм, предельный лаконизм — и при этом названа и торговая марка и место продажи. Сам поэт чрезвычайно гордился этой строчкой, считая её «поэзией самой высокой квалификации». Насчет поэзии он, конечно, погорячился, но высокое рекламное качество бесспорно.

Новые торговые организации нашли в лице Владимира Маяковского весьма умелого пропагандиста.

Всё, что требует желудок, тело или ум, —
всё человеку предоставляет ГУМ.

Тому не страшен мороз зловещий,
Кто в ГУМе купит тёплые вещи.

Остановись, уличное течение!
Помните: в Моссельпроме
лучшее печенье!

Забудьте моду! К чёрту вздорную!
Одежду в Москвошвее требуй.
Простую, лёгкую, просторную.
...Одежду не найдёте проще —
Прекрасная и для занятий
И для гулянья с милым в роще.

Тексты, сочинённые Маяковским, соответствовали стилистике времени. Автор обращается к собеседнику исключительно на «ты», употребляет призывы «даёшь!», «давай!», его рекомендации императивны, похожи на приказ. Классический плакат «Нигде кроме как в Моссельпроме» со своим гиперболизмом и директивностью стал прообразом аналогичных рекламных сообщений, похожих, как близнецы: «Храните деньги в сберегательной кассе», «Летайте самолётами Аэрофлота». Категоричность слоганов оправдана безусловной монополией государственных структур. Утверждающие информации-призывы имеют отношение к рекламе только в силу того, что их целью его являлась не правда, а эффект; не информация, а побуждение к потребительскому действию.

Маяковский пробовал осмыслить роль рекламы в общественной жизни, написав в 1923г. статью «Агитация и реклама». Он убеждал: «Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи... Думайте о рекламе... Здесь мы ещё щенки. Надо поучиться... Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!».

Новоявленные рекламисты, ничтоже сумняшися, частенько переиначивали классические тексты на рекламный лад. Маяковский тоже иногда пользовался этим. Несмотря на то, что в своё время он призывал «сбросить Пушкина с парохода современности» в одном из рекламных текстов обращается к мелодии его стихов:

Слыхали ль вы, вздыхали львы
Минувших лет за нэповскою ширмой,
Как высоко стал ГУМ над частной фирмой
Слыхали ль вы?

Маяковский к написанию рекламных текстов относился очень ответственно и поэтому был постоянным посетителем различных ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные «крики». В его стихотворных рекламах периодически звучит голос уличного торговца и «зазывалы»:

«Ну и публика!
Пожалела рублика...».

«Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!».

В его пьесе «Клоп» присутствуют фигуры «частников-лотошников», которые своим «криком» рекомендуют покупателям товар. Точильщик там кричит: «Точу бритвы, ножи и языки для дискуссии». Картинка вполне соответствовала реальности. НЭП возродил мелкую торговлю вразнос; продавцы папирос, цветов, газет, чистильщики обуви, трубочисты и пироженики торговали по старинке — «на крик». И собственную пьесу он рекомендовал публике в стиле балаганного раешника:

Гражданин, спеши
На демонстрацию «Клопа».
У кассы хвост,
В театре толпа.
Но только не злись
На шутки насекомого:
Это не про тебя,
А про твоего знакомого.

Маяковский, по сути, представлял собой рекламное агентство полного цикла. Он сам находил клиентов, сам сочинял тексты, назначал цену, «пробивал» выполнение заказов на плакаты, даже предпринимал нечто вроде самостоятельных маркетинговых исследований. Рекламные плакаты и тексты в его исполнении шли как с конвейера. Реклама макарон, папирос, пива, галош, сосисок, книг, евпаторийской грязи — кажется, что ему было всё равно что рекламировать. Гиперболизм, директивность, эпатажность присущи всем его рекламным произведениям. Одно из его стихотворений так и называется: «Рифмованные лозунги». Правде факта он предпочитал правду слова. Этот рекламный поток начал иссякать вместе с рыночными элементами в хозяйственной жизни СССР.

Статьи Владимира Маяковского о рекламе: Агитация и реклама, Мелкий НЭП, О мелочах

Реклам-конструкторы — Родченко и Маяковский »

Полиграфия

Рекламные каталоги

Дизайн каталога

Рекламные буклеты

Дизайн буклета

Рекламные листовки

Изготовление визиток

Рекламные календари

Наружная реклама

Рекламные плакаты

Дизайн наружной рекламы

Виды наружной рекламы

Примеры наружной рекламы

История в плакатах

Торгово-промышленный плакат

Рекламные плакаты 20-х годов

Вербовочный плакат

Летайте самолётами Аэрофлота

Вопросы & Ответы

Имиджевые рекламно-маркетинговые стратегии

Содержание брифа (технического задания) рекламному агентству

Реклама как средство психологического воздействия

Спонсорство как вид маркетинговой коммуникации

Экономические и внеэкономические (коммуникативные) цели рекламной кампании

Понятие экономической и коммуникативной эффективности рекламы

Международные рекламные организации

Понятие о marketing mix. 4Р маркетинга

Социальная реклама

Основные подходы к созданию рекламного и PR-текста

© 2006. Puhonto&Co
телефон:  8-916-252-40-72